№
|
Классификаторы
|
Описание классификатора
|
Описание ОНКН
|
1.
|
Наименование ОНКН
|
Название ОНКН на языке оригинала, жанр и перевод – на русском языке
|
“Түбәтәй чигү” – “Вышивание тюбетейки”
|
2.
|
Этнос
|
Название этноса
|
Татары
|
3.
|
Конфессия
|
Название конфессии
|
Мусульманы
|
4.
|
Тип ОНКН
|
В соответствии с Приложением выбирается тип (направление) ОНКН
|
Техники и технологии, связанные с традиционным народным костюмом.
|
5.
|
Краткое описание ОНКН
|
Информация, которую Вы считаете наиболее важной: последовательность действий, время и место проведения, основные участники (их роли в действии), условия исполнения и т.д. По краткому описанию составляется первое впечатление об ОНКН
|
Тюбетейка являлась не только простым головным убором, но и подчеркивала человека как скромного, благо-воспитанного, религиозно-послушного, верующего, раскрывала внутреннюю сущность человека, духовный мир его. Поэтому, о человеке истинно верующем, живущем по правилам Корана, говорили, что "он родился в тюбетейке".
|
6.
|
Состояние бытования ОНКН
|
Информация о современном состоянии и проблемах бытования ОНКН: утрачивающаяся, бытующая, восстановленная
|
Бытующая
|
7.
|
Форма бытования ОНКН
|
Указывается, в какой форме объект существует в настоящее время: аутентичная, сценическая, восстановленная
|
Аутентичная
|
8.
|
Место бытования ОНКН
|
Информация о том месте МО, где описываемое явление бытует сегодня
|
Во всех татарских деревнях Республики Татарстан
|
9.
|
Место распространения ОНКН
|
Информация о тех местах МО, где еще описываемое явление бытует сегодня
|
Все населенные пункты Республики Татарстан, в том числе Д.Кзыл-Утар
|
10.
|
Временные параметры
|
Информация о регулярности, о сезоне, о конкретной дате проведения, бытования ОНКН
|
Регулярно вышивают тюбетейки масатера.
|
11.
|
Исключитель-ность/Ценность ОНКН
|
Указываются характеристики, доказывающие значительную ценность ОНКН и его уникальность
|
Только у этносов Татары
|
12.
|
Предметы, связанные с ОНКН
|
Названия атрибутов, необходимых для бытования и жизнеобеспечения данного объекта: музыкальный инструмент, костюм, атрибут, орудие труда, материал и т.д. Необходимо описать роль предмета и его особенности
|
- Понравившийся вам бархат.
- Разноцветный бисер, жемчуг, стеклярус, канитель, рубцы.
- Однотонный сатин, ситец или саржа для подкладки.
- Белая ткань для нанесения узора.
- Калька для узора.
- Копировальная бумага для перевода узора.
- Картон для лекала.
- Швейные и бисерные иголки:
1) иголка №3 (швейная),
2) иголка с большим глазком или японская иголка с открытой головкой,
3) иголка для бисера.
- Белые и черные нитки армированные или лавсановые, марок ЛЛ, ЛХ.
- Пяльцы диам. 22-25 см.
- Прочная ткань размером 35x35 см2 или 40x40 см2 для натягивания на пяльцы.
- Английские булавки.
|
13.
|
Техники исполнения ОНКН
|
Сведения о технике исполнения или технологии изготовления, связанные с объектом или его составляющими
|
1. Изготовление выкройки.
Тюбетейка состоит из верха круглой формы и боковой части (края). Выкройку делают из картона. Боковая часть представляет собой форму параллелограмма высотой 10 см, длина основания соответствует размеру головы плюс 2 см на сборки при вдевании шпагата и плюс 1 см на шов. Например, размер 57. Длина основания параллелограмма: L=57cм+2cм+0,5cм х 2=60 см.
Верхняя часть имеет форму круга. Диаметр его вычисляется следующим образом: например, размер головы 58.
С - длина окружности = 58 см. С= 2пR C=пD п=3,14
D= С/п, D= 58 cм/3,14 = 18,5 см.
Если размер головы 60, то диаметр круга равен 19 см.
2. Выкройка боковой части.
На изнаночную сторону бархата разложить выкройку "по косой" так, чтобы долевая нить ткани совпала "по косой", расчертить и раскроить.
Белую ткань и бортовку кроят также по косой.
3. Раскрой верхней части.
Круглый верх выкраивается так, чтобы длина окружности соответствовала размеру головы.
Узор для вышивки тюбетейки4. Перевод узора.
Сначала необходимо выбрать понравившийся Вам узор, перенести его на бумагу и перевести узор через копировку на белую ткань для верха. Наложить на изнаночную сторону бархата белую ткань с узором, зафиксировать по краям крупными стежками, затем перевести узор мелкими прямыми стежками на лицевую часть бархата.
На боковину обычно переводится три (4,5) узора. Белую ткань боковины свернуть пополам, отметить серединную линию налобной части, не учитывая запас на шов, длину белой ткани разделить на 3 равные части и провести еще две вертикальные линии, являющимися центральными линиями последующих узоров. Затем перевести все одинаковых три узора. Белую ткань крупными стежками зафиксировать на изнаночной стороне бархата и узор вывести на лицевую часть мелкими прямыми стежками.
5. Подготовка пяльцев к работе и вышивка узора.
На приготовленной прочной ткани размерами 35x35см2 (или 40x40 см2) отрежем середину в форме круга и обработаем края круга, чтобы края не рассыпались.
Бархат с узором натягивается на пяльцах и закрепляется на ткань при помощи английских булавок.
Подобрать бисер для узора, собрать бисер на нить бисерной иголкой, затем каждый бисер закрепить на бархат.
Процесс вышивания частей происходит до простегивания, сразу же после раскроя. Способы вышивки бисером указаны были выше.
Красота изделия зависит от художественного вкуса, чувства цвета, аккуратности изготовителя.
вышитые бисером тюбетейки
6. Раскрой подкладки.
Подкладка раскраивается из однотонного сатина (или саржи) темного цвета.
Подкладка для края тюбетейки выкраивается также по косой, как бархат, но она должна быть длиннее и шире бархатной части на 1 см.
7. Соединение бархата с подкладкой.
Бархат и подкладку сложить лицевыми сторонами внутрь, уровнять их срезы, закрепить английскими булавками, оставляя от среза 3 мм и 1 см, приметать прямыми стежками белыми нитками, а затем на швейной машинке прострочить черными нитками, оставляя от срезов 5 мм (строчка проходит между наметками, тогда шов получится аккуратным).
8. Выдернуть сметочные нитки и вывернуть изделие на лицевую сторону. Для того, чтобы снаружи тюбетейки не выступала подкладка, выверните изделие так, чтобы бархатная ткань на 2 мм заходила на изнаночную сторону и обтачайте белыми нитками. Потом на машинке прошейте по низу боковины 2 строчки со стороны бархата, оставляя снизу 3 мм, затем 5 мм.
9. На боковине и верхней частях тюбетейки между бархатом и подкладкой разложить бортовку. Чтобы ткани не сместились, приметать светлыми нитками, по краям боковины оставляя 1 см и 5-7 мм - на верхней части тюбетейки.
10. На подкладке верхней части с помощью лекала прочертить строчки для стегания.
11. Верхнюю часть тюбетейки по дугообразным линиям простегать нитками цвета ткани.
12. Боковину стегать по долевой нитке параллельными линиями. Чтобы стежки были параллельными, на боковине через каждый 7-10 сантиметров прочертить между собой параллельные линии и наметить белыми нитками, которые потом снимутся.
13. В каждую дорожку между строчками стеганого верха с помощью изогнутой иглы проденьте шпагат. Иголку введите с края в центр по самой длинной дугообразной дорожке, выведите иголку через подклад наружу и отрежьте шпагат. Чтобы концы шпагата не "выглядывали", подтяните ткань так, чтобы шпагат вошел во внутрь изделия. Проденьте шпагат во все 6 длинных дорожек. Затем иголку со шпагатом введите во вторую дорожку... Итак, далее смотрите рисунок. Так проденьте шпагат во все дольки.
14. На боковине шпагат вдевают сверху вниз в сторону шва и в последнюю очередь размерный шпагат по длине боковины. Шпагат вдевается, чтобы тюбетейка имела красивую форму. Старайтесь подобрать шпагат не очень тонкий, иначе тюбетейка не сохранит форму и получится мягкой.
15. Концы боковины соединяются по крайним стежкам по долевой нитке.
16. Начиная снизу по лицевой стороне мелом отмечают высоту тюбетейки 8-8,5 см и белыми нитками намечается линия, по которой соединяют боковую и верхнюю части тюбетейки. Чтобы удобно было соединять детали, шпагат вдевается до намеченной линии.
17. Разделив верх на 4 равные части, отметить точки английскими булавками. Боковой околышек разделить на 4 равные части, начиная с надлобной части. Эти точки попарно соединить булавками.
18. Соединение частей тюбетейки. Детали соединяют с изнаночной стороны по намеченным точкам белыми нитками. С верха изделия захватывают 5 мм, а боковину сшивают по намеченной линии. Проверить, все ли места правильно соединены и расстояния соблюдены, затем пришить черными нитками.
19. Внутренние срезы верха и края тюбетейки обработать, подгибая их внутрь в сторону верха изделия.
20. Выверните тюбетейку на лицевую сторону, опрысните водой изнаночную сторону, установите ее на форму и поставьте сушить на теплое место.
|
14.
|
Лица, имеющее отношение к ОНКН
|
Сведения о носителе, исполнителе, хранителе
|
Зиннатова Лилия
|
15.
|
Меры по охране ОНКН
|
Описание действий связанных с сохранением, или популяризацией, или развитием ОНКН
|
Сохранение
|
16.
|
Источники информации
|
Сведения об источниках информации об ОНКН. Это может быть: литература, фонды, архивы, коллекции (собрания), мультимедиа
|
Хайруллина Разина Василовна
|
17.
|
Формы фиксации ОНКН
|
Описание перечня файлов, приложенных к паспорту: фото, видео, аудио, письменный текст, графика
|
Фото
|
18.
|
Лицо, описавшее ОНКН
|
Сведения о составителе паспорта ОНКН: ФИО, должность, место работы, контактный телефон
|
Хайруллина Разина Василовна
Зав.клуб
89600412951
|