Паспорт объекты нематериального этнокультурного достояния (ОНЭД)
муниципального каталога Республики Татарстан
№ |
Классификаторы |
Описание классификатора |
Описание ОНКН |
1. |
Наименование ОНКН
|
Название ОНКН на языке оригинала, жанр и перевод – на русском языке |
Обряд “Корбан чалу ”(Жертвоприношение) |
2. |
Этнос |
Название этноса |
Татары |
3. |
Конфессия |
Название конфессии |
Мусульмане |
4. |
Тип ОНКН |
В соответствии с Приложением выбирается тип (направление) ОНКН |
Обрядовая и необрядовая культура. Празднично-обрядовая культура-Обряды. |
5. |
Краткое описание ОНКН |
Информация, которую Вы считаете наиболее важной: последовательность действий, время и место проведения, основные участники (их роли в действии), условия исполнения и т.д. По краткому описанию составляется первое впечатление об ОНКН |
Курбан байрам исламский праздник отмечаемый через семьдесят дней после праздника Ураза байрам. Как следует из названия, Курбан-байрам – это праздник жертвоприношения по случаю окончания хаджа (паломничества мусульман к священным местам в Мекку). Главный смысл торжества – напомнить всем мусульманам о преданности человека Богу и о милосердии Аллаха. История праздника отсылает нас к Корану, а именно к 37 суре. Там описывается аналогичный библейскому сюжет о попытке пророка Ибрахима (в Библии, как мы помним – Авраама) принести в жертву своего сына. В Коране имя сына не названо, однако в предании чаще всего упоминается старший сын Исмаил. Согласно притче, во сне к Ибрахиму явился ангел Джабраил и повелел ему принести собственного сына в жертву, ибо так угодно Аллаху. Несмотря на страдания, Ибрахим послушал ангела и отправился в долину Мина – к тому месту, где сегодня находится Мекка. Исмаил же плакал и беспрестанно молился, но не противился воле отца и покорился своей участи. Однако стоило Ибрахиму занести кинжал, как лезвие перестало резать. Увидев, насколько Ибрахим предан ему, Всевышний вознаградил старика и разрешил вместо отпрыска принести в жертву барана. А в скором времени у мужчины родился второй сын – Исхак (Исаака). Ибрахим успешно прошел испытание веры, и в память о его жертве мусульмане ежегодно совершают обряд жертвоприношения. Каждый мусульманин обязан хотя бы раз в жизни совершить паломничество в Мекку, но поскольку это не всегда возможно сделать, каноны ислама предписывают исполнять главную часть обряда везде, где это возможно. Считается, что принося жертву в этот день, человек искупляет все грехи перед Богом. В целом главный посыл Курбан-байрама можно сформулировать так: чтобы приблизиться к Богу, не обязательно жертвовать жизнью; самое важное – быть добродетельным, соблюдать заповеди и помогать ближним. Три дня праздника жертвоприношения во времени, но особенно самый лучший - первый день. «Корбан чалу» является распределением мяса на три части. Себе и нуждающимся, или соседям. Жертвоприношение считается совершенным только в том случае, если священнослужитель прочел специальную молитву, а тот, кто закалывает животное, должен сказать: «Бисмиллах, Аллах Акбар», что означает «Во имя Аллаха, Аллах велик!». Только после этого можно приступать к разделке и приготовлению мяса.
|
6. |
Состояние бытования ОНКН |
Информация о современном состоянии и проблемах бытования ОНКН: утрачивающаяся, бытующая, восстановленная |
Бытующая |
7. |
Форма бытования ОНКН |
Указывается, в какой форме объект существует в настоящее время: аутентичная, сценическая, восстановленная |
Аутентичная
|
8. |
Место бытования ОНКН |
Информация о том месте МО, где описываемое явление бытует сегодня |
Дома, где происходит жертвоприношение деревни Айшияз. |
9. |
Место распространения ОНКН |
Информация о тех местах МО, где еще описываемое явление бытует сегодня |
Во всех татарских (мусульманских) деревнях Атнинского района и в Республике Татарстан. |
10. |
Временные параметры |
Информация о регулярности, о сезоне, о конкретной дате проведения, бытования ОНКН |
Один раз в год происходит «Курбан чалу», в священный месяц Рамазан. |
11. |
Исключитель-ность/Ценность ОНКН |
Указываются характеристики, доказывающие значительную ценность ОНКН и его уникальность |
Резали барана, чтобы исполнялись желания. |
12. |
Предметы, связанные с ОНКН |
Названия атрибутов, необходимых для бытования и жизнеобеспечения данного объекта: музыкальный инструмент, костюм, атрибут, орудие труда, материал и т.д. Необходимо описать роль предмета и его особенности |
Баран, нож, мулла. |
13. |
Техники исполнения ОНКН |
Сведения о технике исполнения или технологии изготовления, связанные с объектом или его составляющими |
Заклание животного происходит сразу по завершении праздничной молитвы. Считается, что если мусульманин по каким-то причинам не может зарезать животное самостоятельно, он должен по крайней мере присутствовать при совершении процесса. Мулла читает молитву и только после этого происходит жертвоприношение. Режут барана, делят на три части и раздают нуждающимся. |
14. |
Лица, имеющее отношение к ОНКН |
Сведения о носителе, исполнителе, хранителе |
Галиева Рафида Галявиевна,1954 г, живет в деревне Нуртяк Атнинского района. |
15. |
Меры по охране ОНКН |
Описание действий связанных с сохранением, или популяризацией, или развитием ОНКН |
Сохранение |
16. |
Источники информации |
Сведения об источниках информации об ОНКН. Это может быть: литература, фонды, архивы, коллекции (собрания), мультимедиа |
Личный архив Галиевой Рафиды Галявиевны. |
17. |
Формы фиксации ОНКН |
Описание перечня файлов, приложенных к паспорту: фото, видео, аудио, письменный текст, графика |
Фотографии «Курбан чалу» Фото «1» Фото «2»
|
18. |
Лицо, описавшее ОНКН |
Сведения о составителе паспорта ОНКН: ФИО, должность, место работы, контактный телефон |
Зарипова Айсылу Илдусовна. Сотовый: 89872714471 |