«Колыбельные песни» (Бишек җырлары)

Форма паспорта объекта нематериального культурного наследия (ОНКН)
муниципального каталога Республики Татарстан

 

Муниципальный район Республики Татарстан:

Составитель паспорта: (Шакирова Гульфия Аскатовна, д.Старый Узюм, заведующая Староузюмского сельского клуба, тел. 89869198976, gulfiya_shakirova_1970@mail.ru)

 

Классификаторы

Описание классификатора

Описание ОНКН

1.

Наименование ОНКН

 

Название ОНКН и его жанр на языке оригинала. Далее в скобках пишется комментарий на русском языке о названии ОНКН и его жанре

«Колыбельные песни» (Бишек җырлары)

 

 

2.

Этнос

Название этноса

Татары

3.

Конфессия

Название конфессии

Ислам

4.

Вид ОНКН

В соответствии с Законом РТ от 26 мая 2017 г. N 34-ЗРТ "О нематериальном культурном наследии в Республике Татарстан", а также категоризации (Приложение 2) указывается вид ОНКН

Народное исполнительство. Вокальные жанры. Музыкально-поэтические жанры жизненного цикла. Колыбельные.

5.

Характеристика ОНКН

Последовательность действий, время и место проведения, основные участники (их роли в действии), условия исполнения, атрибуты (музыкальный инструмент, костюм, орудие труда, материал; их роль и особенности), сведения о технике исполнения или технологии изготовления и т.д. Описание ОНКН в естественной своей среде. Характеристика должна быть полной (не менее 1 страницы – формат А4)

Колыбельные песни (бишек җырлары) – один из традиционных фольклорных жанров, активно бытующих на сегодняшний день у татар в структуре родильного обряда, детской игровой культуре, а также культурно-досуговой и образовательной сферах. Основным содержанием колыбельных песен является любовь матери к своему ребенку, ее мечты о его счастливом будущем. Чрезвычайно важным фактом является то, что колыбельные песни поет ребенку, как правило, его родная мать (а также бабушка), которая представляет собой для него на данном этапе жизни самую значимую часть мира. Вот уже на протяжении нескольких столетий колыбельная песня продолжает служить средством выражения материнских чувств к ребенку, ее переживаний, способом воспитания, приобщения к этническим истокам. Весьма достойное место продолжают занимать колыбельные песни (бишек җырлары) и в традиционной культуре татар. При этом учитывается как естественная форма бытования, когда мать поет своему ребенку, так и бытование их в детской среде во время игры, а также на сцене в виде конкурсов и вечеров, посвященных данному жанру народного творчества.

Әлли-бәлли итәр бу,

Мәдрәсәгә китәр бу,

Тырышып сабак укыгач,

Галим булып җитәр бу.

Йокла, углым, йом күзең,

Йом, йом күзең, йолдызым,

Кичтән йокың кала да,

Еглап үтә көндезең.

Әлли-бәлли көйләрем,

Хикәятләр сөйләрем,

Сиңа теләк теләрем,

Бәхетле бул, диярем.

Гыйззәтем син, кадрем син,

Минем йөрәк бәгърем син,

Куанычым, шатлыгым

Тик син минем, синсең, син!

●●●

 

Әлли-бәлли, бәбкәсе,

Кая киткән әнкәсе?

Каенлыкка, җиләккә,

Айсылуга бүләккә.

 

Әлли-бәлли, бәбкәсе,

Кая киткән әткәсе?

Тимерчегә, чиләккә,

Айсылуга бүләккә.

 

Әлли-бәлли, бәбкәсе,

Кая киткән әбкәсе?

Тегүчегә, күлмәккә,

Айсылуга бүләккә.

 

Әлли-бәлли, бәбкәсе,

Кая киткән бабасы?

Чүлмәкчегә, чүлмәккә,

Айсылуга бүләккә.

 

Әлли-бәлли, бәбкәсе,

Кая киткән Айсылу?

Бер кая да китмәгән-

Йоклый икән Айсылу…

6.

Состояние бытования ОНКН

Информация о современном состоянии и проблемах существования ОНКН: утрачивающаяся, бытующая, сценическая (может быть и промежуточные, переходные варианты, например, одновременно и утрачивающаяся

и восстановленная)

Бытующая

7.

Форма существования, организации ОНКН

Указывается, в какой форме объект существует или организуется в настоящее время (работниками культуры, образования или носителями)

Бишек җырлары татар относятся к бытующим до сегодняшнего дня жанрам народного творчества.

Работниками культуры, носителями.

8.

Место бытования ОНКН

Информация о том месте муниципального образования, где описываемое явление существует сегодня

Атнинский район, с.Ислейтар и другие татарские населенные пункты РТ

9.

Лица, имеющее отношение к ОНКН

Сведения о носителе (ях), исполнителе (ях) (в том числе лица от кого была перенята данная традиция, лица, которые переняли традицию)

Валеева Гульназ Наиловна. Проживает в с. Ислейтар Атнинского района

10.

Фиксированные формы ОНКН и изделия (инструменты изготовления, музыкальные инструменты, ювелирные украшения, сундуки, ковры и т.д.)

Файлы, приложенные к паспорту, доказывающие существование данного ОНКН: фото, видео, аудио, письменный текст, графика, сборники, газетные и журнальные статьи (в графе дается название файлов, например, видеофайл «Сабантуй №1», под этим же названием сам видеофайл прикрепляется к данному паспорту)

Фото, видео.

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International