«Калфак»

Паспорт объекта нематериального этнокультурного наследия (ОНЭД)

муниципального каталога Республики Татарстан.

 

Атнинский муниципальный район Республики Татарстан.

Составитель паспорта: Халикова Регина Ринатовна. regish_a99@mail.ru

 

Классификаторы

Описание классификатора

Описание ОНЭД

1.

Наименование ОНЭД

Название ОНЭД и его жанр на языке оригинала. Далее в скобках пишется комментарий на руском языке о названии ОНЭД и его жанре

«Калфак»

2.

Этнос

Название этноса

Татары

3.

Конфессия

Название конфессии

Ислам

4.

Вид ОНЭД

В соответсвии с Законом РТ от 26 мая 2017 г. №34-ЗРТ «О нематериальном культурном наследии в Республики Татарстан», а также категоризации (Приложение 2) указывается вид ОНЭД

Традиционные технологии. Традиционные ремесла. Изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров и украшений.

5.

Характеристика ОНЭД

Последовательность действий, время и место проведения, основные участники (их роли в действии), условия исполнения, атрибуты (музыкальный инструмент, костюм, орудие труда, материал; их роль и особенности), сведения о технике исполнения или технологии изготовления и.т.д.. Описание ОНЭД в естественной своей среде. Характеристика должна быть полной (не менее 1 страницы – формат А4)

       Калфак (тат. калфак) — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчёркивавшим национальность женщины.

        Женский головной убор — калфак, изначально был мягким тканевым или замшевым колпаком простой формы. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. Умелые ремесленники украшали калфаки изображениями цветов, полумесяца, звезд, перьев, ветвей, листьев. На голове калфак закреплялся с помощью повязки «ука-чачак». Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение — с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей. На конце калфака — кисточка, которая откидывалась назад либо набок.

В середине XIX века калфаки начали укорачиваться. Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Если поначалу они должны были закрывать волосы, шею, плечи и спину замужней женщины, то со временем превратились практически в аксессуар — заколку.

Двухцветные калфачки шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней «ушковая» техника тканевой аппликации.

      В девичьем варианте калфака выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать волосы, шею, плечи и спину.

     Татарский калфачок видоизменялся, во 2-ой половине XIX века его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью).

       Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками.

        В селе Новые Шаши Атнинского района в семье Халиковых сохранился старинный калфак, который и по настоящее время передается из поколения в поколение. Этот калфак хранится как семейная реликвия и служит образцом для изготовления подобных калфаков. Так по типу сохраненного калфака прабабушки Халиковой Р.С. был сшит и вышит бисером другой калфак её бабушкой. Он также хранится  в этой семье и передается будущему поколению. Мама Халиковой Роза сшила свой вариант калфака, взяв за образец сохранившуюся модель прабабушки  именно этот калфак она передала своей внучке, чтобы она сохранила его и передала дальше.

  

6.

Состояние бытования ОНЭД

Информация о современном состоянии и проблемах существования ОНЭД; утрачивающаяся, бытующая, сценическая (может быть и промежуточные, переходные варианты, например, одновременно и утрачивающаяся и восстановленная)

Бытующая

7.

Форма существования, организация ОНЭД

Указывается, в какой форме объект существует или организуется в настоящее время (работниками культуры, образования или носителями)

Носителями

8.

Место бытования ОНЭД

Информация о том месте муниципального образования, где описываемое явление существует сегодня

Атнинский район, село Новые Шаши

9.

Лица, имеющие отношение к ОНЭД

Сведения о носителе (ях), исполнителе (ях) (в том числе лица от кого была перенята данная традиция, лица, которые переняли традицию)

Халикова Роза Салиховна, родилась 9 февраля 1940 года. Жительница с.Новые Шаши Атнинского района.

10.

Фиксированные формы ОНЭД и изделия (инструменты изготовления, музыкальные инструменты, ювелирные украшения, сундуки, ковры и т.д.)

Файлы, приложенные к паспорту, доказывающие существование данного ОНЭД: фото, видео, аудио, письменный текст, графика, сборники, газетные и журнальные статьи (в графе дается название файлов, например, видеофайл «Сабантуй №1», под этим же названием сам видеофайл прикрепляется к данному паспорту)

Фото№1: Калфак (семейная реликвия)

Фото№2: Калфак (сшитый Сююмбикой (бабушка Халиковой Розы)

Фото№3: Калфак (сшитый Халиковой Розой в молодости)

Фото№4: Сююмбика с калфаком сшитой ею(бабушка Халиковой Розы)

 

 

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International