Паспорт объекта нематериального этнокультурного наследия (ОНЭД)
муниципального каталога Республики Татарстан.
Атнинский муниципальный район Республики Татарстан.
Составитель паспорта: Халикова Регина Ринатовна. regish_a99@mail.ru
№ |
Классификаторы |
Описание классификатора |
Описание ОНЭД |
1. |
Наименование ОНЭД |
Название ОНЭД и его жанр на языке оригинала. Далее в скобках пишется комментарий на руском языке о названии ОНЭД и его жанре |
«Калфак» |
2. |
Этнос |
Название этноса |
Татары |
3. |
Конфессия |
Название конфессии |
Ислам |
4. |
Вид ОНЭД |
В соответсвии с Законом РТ от 26 мая 2017 г. №34-ЗРТ «О нематериальном культурном наследии в Республики Татарстан», а также категоризации (Приложение 2) указывается вид ОНЭД |
Традиционные технологии. Традиционные ремесла. Изготовление традиционной одежды, обуви, аксессуаров и украшений. |
5. |
Характеристика ОНЭД |
Последовательность действий, время и место проведения, основные участники (их роли в действии), условия исполнения, атрибуты (музыкальный инструмент, костюм, орудие труда, материал; их роль и особенности), сведения о технике исполнения или технологии изготовления и.т.д.. Описание ОНЭД в естественной своей среде. Характеристика должна быть полной (не менее 1 страницы – формат А4) |
Калфак (тат. калфак) — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар. Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями, бисером. В начале XX века среди татарских женщин, в большей степени у интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды, однако калфак, несмотря на уменьшение в размерах, остался традиционным головным убором, подчёркивавшим национальность женщины. Женский головной убор — калфак, изначально был мягким тканевым или замшевым колпаком простой формы. Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч. Умелые ремесленники украшали калфаки изображениями цветов, полумесяца, звезд, перьев, ветвей, листьев. На голове калфак закреплялся с помощью повязки «ука-чачак». Калфак был не просто элементом одежды, это было настоящее украшение — с орнаментом, выполненным бисером, бахромой, узорами из золотых и серебряных нитей. На конце калфака — кисточка, которая откидывалась назад либо набок. В середине XIX века калфаки начали укорачиваться. Часто такие укороченные калфачки носили под платком или шалью. Если поначалу они должны были закрывать волосы, шею, плечи и спину замужней женщины, то со временем превратились практически в аксессуар — заколку. Двухцветные калфачки шились из полосок бархата, в их украшении дошла до наших дней «ушковая» техника тканевой аппликации. В девичьем варианте калфака выражена его первоначальная функция волосника. В костюме замужней женщины головной убор должен был закрывать волосы, шею, плечи и спину. Татарский калфачок видоизменялся, во 2-ой половине XIX века его стали шить преимущественно из однотонного бархата, а налобная повязка трансформировалась в расшитый околыш на жесткой основе (тонкий картон; бумага, простеганная с тканью). Обращаясь к старинным образцам, мастерицы создавали в традиционных композициях новые акценты, умело используя нити серебряные и золотые, плоские и фактурные, а также блестки разной формы. В орнаментации околышей, восходящей к древней традиции украшения налобной части женского головного убора, еще прослеживаются компоненты, связанные с прежней охранительной функцией. Таковы узкие околыши, заполненные спиралями, побегами, листьями и завитками. В селе Новые Шаши Атнинского района в семье Халиковых сохранился старинный калфак, который и по настоящее время передается из поколения в поколение. Этот калфак хранится как семейная реликвия и служит образцом для изготовления подобных калфаков. Так по типу сохраненного калфака прабабушки Халиковой Р.С. был сшит и вышит бисером другой калфак её бабушкой. Он также хранится в этой семье и передается будущему поколению. Мама Халиковой Роза сшила свой вариант калфака, взяв за образец сохранившуюся модель прабабушки именно этот калфак она передала своей внучке, чтобы она сохранила его и передала дальше.
|
6. |
Состояние бытования ОНЭД |
Информация о современном состоянии и проблемах существования ОНЭД; утрачивающаяся, бытующая, сценическая (может быть и промежуточные, переходные варианты, например, одновременно и утрачивающаяся и восстановленная) |
Бытующая |
7. |
Форма существования, организация ОНЭД |
Указывается, в какой форме объект существует или организуется в настоящее время (работниками культуры, образования или носителями) |
Носителями |
8. |
Место бытования ОНЭД |
Информация о том месте муниципального образования, где описываемое явление существует сегодня |
Атнинский район, село Новые Шаши |
9. |
Лица, имеющие отношение к ОНЭД |
Сведения о носителе (ях), исполнителе (ях) (в том числе лица от кого была перенята данная традиция, лица, которые переняли традицию) |
Халикова Роза Салиховна, родилась 9 февраля 1940 года. Жительница с.Новые Шаши Атнинского района. |
10. |
Фиксированные формы ОНЭД и изделия (инструменты изготовления, музыкальные инструменты, ювелирные украшения, сундуки, ковры и т.д.) |
Файлы, приложенные к паспорту, доказывающие существование данного ОНЭД: фото, видео, аудио, письменный текст, графика, сборники, газетные и журнальные статьи (в графе дается название файлов, например, видеофайл «Сабантуй №1», под этим же названием сам видеофайл прикрепляется к данному паспорту) |
Фото№1: Калфак (семейная реликвия) Фото№2: Калфак (сшитый Сююмбикой (бабушка Халиковой Розы) Фото№3: Калфак (сшитый Халиковой Розой в молодости) Фото№4: Сююмбика с калфаком сшитой ею(бабушка Халиковой Розы)
|